«Путин и кризис»

 

Независимый экспертный доклад

20.02.2009 01:50
Авторы доклада: Борис Немцов и Владимир Милов
Окончание, начало смотри здесь...

Кризис и цензура в СМИ

В начале кризиса была жесткая установка на то, чтобы не употреблять слово кризис. Как в советские времена — у них кризис, у нас остров стабильности и процветание.

Потом, уже поздней осенью власти признали, что в России кризис и дозировано стали давать информацию. Тем не менее, наиболее значимые коррупционные решения оказались в поле тотальной, в первую очередь телевизионной, цензуры.

К этим решениям относятся:

1. Выброшенные на ветер $200 млрд., которые пошли на поддержание нереалистичного курса рубля.

2. Выделенные из Фонда национального благосостояния 175 млрд. рублей на поддержку фондового рынка — при том, что рынок упал на 75%.

3. Помощь из Фонда национального благосостояния олигархическим группам (Дерипаска, Абрамович, Роснефть, госбанки).

4. Помощь банкам и последствия этой помощи (отсутствие денег в реальном секторе, утечка средств в валюту).

5. Замалчивание реальных проблем Дальнего Востока, возникших в связи с решением о пошлинах на иномарки.

6. Замалчивание реальной ситуации в моногородах, где останавливаются градообразующие предприятия.

7. Цензура по вопросу о бюджете, крахе пенсионной системы и системы соцобеспечения, в частности, системы льготного обеспечения граждан лекарствами.

8. Последствия газовой войны с Украиной.

Отсутствие широкого общественного обсуждения антикризисных мер привело к крупномасштабному разбазариванию огромных финансовых ресурсов страны и принятию заведомо коррупционных и вредных для России решений.

Наши предложения

Неутешительный вывод в следующем:

Созданная Путиным закрытая, авторитарная коррупционная модель государства оказалась неэффективной для решения антикризисных задач. Ни одна из целей не достигнута, огромные ресурсы истрачены. Коррумпированная система оказалась бессильной в борьбе с кризисом. Очевидно, что в период кризиса роль государства возрастает. Однако, когда государство слабое - коррумпировано, когда не работают законы, когда решения принимаются в закрытом режиме — эффект ничтожный, либо отрицательный. Поэтому наши рецепты по борьбе с кризисом — это:

- отмена цензуры, в т.ч. и по вопросу кризиса;

- восстановление политической конкуренции с целью публичного обсуждения стратегии выхода из кризиса;

- восстановление выборов губернаторов и парламентов с целью получить власть, ответственную перед народом;

- отделение суда от исполнительной вертикали с целью борьбы с коррупцией и соблюдения законности;

- разворот во внешней политике с целью восстановления доверия к России со стороны инвесторов.

Таким образом, демонтаж путинизма и восстановления демократии — важнейший инструмент антикризисных действий. Мы считаем, что путинский режим не в состоянии справиться с финансово-экономическим кризисом. Следовательно, его необходимо менять. И начать надо с отставки правительства Владимира Путина, которое в условиях кризиса уже продемонстрировало свою полную беспомощность и вопиющую некомпетентность. Отставка Правительства Путина и есть важнейшая антикризисная мера, без которой остальные меры нереализуемы. Без этого невозможно будет предотвратить масштабную коррупцию при распределении государственной помощи для борьбы с кризисом, вернуть в страну капиталы, использовать средства государства — т.е. наши с вами деньги — максимально эффективным образом. Следовательно, демонтаж путинизма и восстановление в стране демократии — неотъемлемое условие осуществления любых эффективных антикризисных мер, без этого никакие антикризисные планы и действия не дадут результата.

Другими словами, нынешней России необходима полномасштабная политическая реформа.

Что касается конкретных мер экономической политики, которые необходимо осуществлять сегодня, то ниже приведены конкретные предложения Объединенного демократического движения "Солидарность" по этому вопросу, общая идеология которых

— в необходимости полной смены идеологии и модели антикризисных мер. Сегодняшняя основная стратегия власти — эксклюзивное выделение финансовых ресурсов крупным корпорациям и проектам — в корне неверна. Для решения задачи поддержки внутреннего спроса и оживления деловой активности в экономике следует вместо привилегированных крупных компаний поддерживать малый и средний бизнес (в т.ч. через возврат части уплаченных в прошлые годы налогов) и граждан (через тот же механизм возврата ранее уплаченного подоходного налога, льготные кредиты или прямую финансовую помощь).

Это позволит минимизировать риски неэффективного расходования средств, снизить коррупцию при распределении госпомощи, увеличит шансы на то, что выделенные деньги будут стимулировать именно спрос и оживление экономики, а не вывоз капитала и скупку валюты.

Необходимо предпринять реальные меры по банкротству неэффективных олигархических структур, накопивших огромные долги, расплачивается за которые сегодня государство, - структур Дерипаски, Абрамовича, Чемезова, Газпрома. Во всем мире банкротство неэффективных корпораций и банков — одна из важнейших мер очистки экономик от «плохих» активов, смены проваливших дело собственников и менеджеров. В России государство делает все, чтобы в первую очередь защитить олигархов, пусть и ценой растраты средств налогоплательщиков. Этому необходимо положить конец — обанкротившиеся олигархи должны понести ответственность за неэффективное управление своими компаниями.

Конкретные предложения объединенного демократического движения «Солидарность» по борьбе с кризисом таковы.

1. Выделять государственную финансовую помощь напрямую гражданам, а не корпорациям.

Вместо выделения государственных средств на поддержку крупных корпораций и избранных банков (стимулирующего скупку лоббистами валюты и новые усилия лоббистов по растаскиванию государственных средств) и выкупа государством кредитов (расходующего деньги всех налогоплательщиков на покрытие рисков, взятых отдельными кредиторами и заемщиками) — выделять средства напрямую гражданам в виде кредитов, возврата сумм уплаченного подоходного налога или прямой финансовой помощи. Это поможет поддержать покупательную способность населения (внутренний спрос) и позволит прекратить нарастающее разворовывание госпомощи лоббистами.

Выделение средств напрямую гражданам особенно актуально в моногородах, зависимых от неэффективных градообразующих предприятий, где социальная напряженность особенно высока, а выделение госпомощи предприятиям-банкротам ведет лишь к коррупции и разворовыванию госсредств.

2. Резко снизить бюджетные расходы на госаппарат, спецслужбы и помощь госпредприятиям, обеспечив условия для снижения НДС. Отменить запланированное повышение ЕСН. Объявить "налоговые каникулы" для малого бизнеса.

Перейти от политики резкого наращивания госрасходов и бюджетного дефицита к политике поддержки предпринимательской активности и внутреннего спроса за счет снижения налогов. Высокие бюджетные расходы сегодня — основное препятствие для снижения налогов. Повышение ЕСН с 2010 г, объявленное правительством Путина, нанесёт непоправимый удар по предпринимательской активности в России, прежде всего малому и среднему бизнесу.

3. Прекратить обман граждан по поводу «недопущения девальвации» рубля и проедание международных резервов Центробанка на искусственную поддержку курса рубля.

Искусственная поддержка рубля приводит к удешевлению импорта и проеданию резервов ЦБ. Необходимо переходить к плавающему обменному курсу рубля, при котором курс определяется без участия ЦБ (не считая сглаживания спекулятивных колебаний, когда курс резко меняется в течение одного дня). Это лучше защитит экономику страны от внешних шоков (падения цен на нефть и т.п.) и позволит сохранить резервы ЦБ для других целей — лучше использовать деньги на прямую поддержку граждан в условиях девальвации рубля, чем сжигать их в безуспешных попытках поддерживать курс рубля на бирже.

4. Бороться с ростом цен. Снижать бюджетные расходы (см. выше). Отменить повышение коммунальных тарифов и тарифов инфраструктурных монополий. Демонополизировать важнейшие рынки.

Инфляция в России продолжает оставаться высокой, особенно сильно растут цены на продукты питания, коммунальные тарифы и тарифы инфраструктурных монополий. Монопольный рынок нефтепродуктов не обеспечивает снижения цен на бензин, адекватного снижению мировых цен на нефть. Завышенные цены и сохраняющаяся высокая инфляция затрудняют выход из кризиса, съедают прибавки к зарплате бюджетников и пенсиям.

5. Отказаться от протекционизма, превращающего российские предприятия в «конторы по выбиванию госпомощи». Отменить решения о повышении ввозных пошлин на иномарки.

6. Развивать реальные инфраструктурные проекты — строительство автодорог, аэропортов, вместо выпуска «инфраструктурных облигаций» на финансирование сооружения неэффективного проекта нефтепровода к Тихому океану. Реализовать политические преобразования, способствующие усилению общественного контроля над расходованием средств на инфраструктурные проекты — восстановить выборность губернаторов регионов и выборы депутатов всех уровней по одномандатным округам.

7. Реализовать программу мер поддержки развития производства продовольствия отечественными сельхозпроизводителями для уменьшения негативных последствий удорожания импорта.

Создать условия свободного доступа сельскохозяйственных производителей на продовольственные рынки городов и товаропроводящие сети, бороться с монополистами в сфере закупок и торговли продовольствием, развивать конкуренцию через поддержку крестьянских фермерских хозяйств, личных подворий, создание потребительских и сбытовых сельскохозяйственных кооперативов.

8. Снять цензуру по вопросу о кризисе. Отменить репрессивное законодательство о профсоюзах. Позволить гражданам свободно обсуждать экономические трудности страны и протестовать против произвола властей и работодателей. Организовать «горячую линию» помощи работникам при увольнениях, сокращениях зарплат и в других ситуациях ущемления их прав.

Что дальше?

Действия Путина в условиях кризиса в реальности направлены на поддержку узкого круга олигархических структур, которым выделяются огромные ресурсы. Эти деньги не идут на реанимацию экономики, финансирование новых проектов, выплату зарплат — они идут за границу, на валютный рынок, на спасение близких к Путину олигархов от банкротств.

При этом рубль продолжает обесцениваться, ВВП и промышленное производство — падать, доходы населения — сокращаться, безработица — расти.

Такая «антикризисная политика» России не нужна.

Необходимо спасать экономику, а не олигархов.

На это направлены антикризисные предложения движения «Солидарность».

Об авторах

Борис Немцов — один из известнейших российских демократических политиков, имеющий за плечами уникальный опыт государственного управления и публичной политики. В 1990-е — эффективный губернатор, в 1997-1998 вице-премьер российского правительства, министр топлива и энергетики.
Многие из предложенных им преобразований, призванных сделать Россию современным демократическим государством с эффективной экономикой, были положены в основу программы социально-экономического развития страны 2000 года, реализация которой позже оказалась провалена президентом Путиным.
В 1997 году Немцов отстоял "Газпром" в жесткой схватке с Вяхиревым и Березовским, не позволив приватизировать компанию за бесценок.
В 2000 - 2003 годах Немцов возглавлял демократическую партию и одноименную фракцию в Государственной Думе "Союз правых сил". В 2004-м, не попав в следующий состав Думы, ушел из политики — однако в 2007-м вернулся в качестве одного из лидеров предвыборного списка партии СПС.
Борис Немцов был категорически против роспуска СПС и вхождения её в кремлевский проект "Правое Дело".
Созданное им и его единомышленниками демократическое движение "Солидарность" - единственная оппозиционная сила России, объединившая представителей всех мало-мальски заметных демократических сил страны.

Владимир Милов — представитель новой генерации российских либеральных политиков. В свои 36 лет он уже имеет за плечами серьезный опыт государственного управления — в 1997-2002 годах он работал в федеральных органах исполнительной власти, всего за 5 лет пройдя путь от ведущего специалиста Федеральной энергетической комиссии до замминистра энергетики. В.Милов был одним из главных разработчиков российских энергетических реформ, пакета законов о российской электроэнергетике, впервые создавших правовую базу для развития и реформирования российской электроэнергетической отрасли, и автором, разработанной в 2002 году концепции реформы "Газпрома", направленной на преодоление нарастающего дефицита газа и предотвращение галопирующего роста цен на газ для российских потребителей. Эта концепция была отметена с порога президентом Путиным, в результате чего сегодня дефицит газа в России ощущается все острее, а цены ускоренными темпами приближаются к европейским.
Добровольно покинув правительство в конце 2002 года, он стал крупнейшим российским независимым экспертом в области энергетики, и получил широкое международное признание. В 2003-2008 годах В.Милов проявил себя как общественный деятель и публицист. Ведет регулярные авторские колонки в ведущей российской деловой газете "Ведомости" и интернет-издании Газета.Ру. А с 2008 года В.Милов включился в политическую деятельность, войдя в состав оргкомитета по подготовке объединительной конференции демократических сил, прошедшей 5 апреля 2008 года в Санкт-Петербурге. На состоявшемся в декабре 2008 года учредительном съезде объединенного демократического движения "Солидарность" Владимир Милов был избран в политсовет и бюро движения.

 

 

Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями!

 

 

 

 

^ Вверх